Главная \ НОВОСТИ \ Основные итоги региональной конференции «Будущее регионального радио»

НОВОСТИ

« Все новости

Основные итоги региональной конференции «Будущее регионального радио» 30.05.2012 10:03

24 мая в Екатеринбурге прошла первая региональная конференция руководителей и ведущих специалистов российских радиокомпаний «Будущее регионального радио», организованная Фондом содействия развитию радиовещания «Академия Радио» (РАР) при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В мероприятии приняли участие около 150 топ-менеджеров региональных и общероссийских радиостанций, получивших уникальную возможность встретится с руководителями крупных радиосетей, ведущими экспертами индустрии, сотрудниками Министерства связи и массовых коммуникаций, юристами, представителями рекламных агентств и обсудить вопросы развития радиоконтента, лицензирования, защиты авторских и смежных прав, а также перспективы, связанные с цифровизацией радио в России.

Открыл Конференцию вице-президент РАР, президент холдинга «Вещательная корпорация «Проф Медиа» (ВКПМ) Юрий Костин, который представил анализ состояния радиовещания в России. Он привел данные, свидетельствующие о том, что радиоиндустрия в России набирает обороты. Увеличивается количество вещающих станций - в 2010 году действовало 2590 лицензий на радиовещание, а в 2011 их число увеличилось до 2669. Растут рекламные сборы радиостанций, и в 2012 году объем российского радиорынка может вернуться на докризисный уровень - по прогнозам, все радиостанции страны заработают около 16,6 миллиардов рублей, что станет рекордом за всю историю отечественной радиоиндустрии. Больше половины из этих денег (8,8 миллиардов) соберет региональный сегмент радио. Важно и то, что аудитория радио стабильна - девять из десяти городских жителей России регулярно слушают радио, а шесть из десяти (63%) делают это ежедневно.

В то же время есть и тревожные для радио тенденции - как общемировые, так и сугубо российские. По словам Юрия Костина, уже сегодня радио приходится конкурировать не только с традиционными медиа, но с Интернетом и мобильными платформами. В будущем борьба за внимание слушателя будет только возрастать. В этой связи создателям радио надо серьезно думать о развитии контента и изучении привычек аудитории. «Региональным вещателям не хватает исследований, есть проблемы с локальным контентом - большинство местных станций ретранслируют программы сетей или копируют столичные форматы», - считает Юрий Костин. Также он считает необходимым сделать более прозрачными все процессы, происходящие в радиоиндустрии, - от критериев проведения конкурсов ФКК по распределению региональных частот и механизмов лицензирования (этим займется Академия Радио) до вопросов добропорядочного ведения бизнеса (это зависит только от самих вещателей).

Тему влияния на радио интернета, мобильных платформ и социальных сетей на радио развил Михаил Эйдельман, академик РАР и заместитель руководителя телерадиокомпании «Звезда». В сообщении «Тренды мирового радио - что актуально для вещателей в России?» он рассказал о том, как вещатели в странах Европы и США осваивают новейшие технологии для развития радио. Молодежная аудитория тратит все меньше времени на слушание эфирных продуктов, однако слушание аудио контента в целом растет за счет более разнообразных контактов с радио брендами в Интернете и с использованием мобильных устройств. С помощью мобильных приложений слушатели могут взаимодействовать с эфирными программами, ставить оценки услышанному, узнавать больше об исполнителях, дополняя звук текстовой и иллюстративной информацией, смотреть видео, делиться понравившимся ссылками с друзьями, пользоваться архивами станций и многое другое. В целом, новые технологии меняют линейный характер слушания радио на «диалоговый».

Переход на цифровое вещание еще больше разнообразит возможности радио, сохранив основные достоинства радио - доступность, мобильность и интерактивность. В частности, по словам Михаила Эйдельмана, в цифровую эпоху радиостанции смогут предлагать персонализированные продукты, соотносимые с индивидуальными предпочтениями или локальными точками интереса слушателей. Чтобы радио не «растворилось» в таком многообразии, Михаил Эйдельман считает необходимым всем вещателям объединить свои усилия, чтобы защищать радио в целом, а не конкретные станции. Он рассказал о проекте «Radioplayer» - едином формате представления станций в интернете и на мобильных устройствах, который сообща разработали вещатели Великобритании. Проект обеспечивает каждую эфирную станцию единым интерфейсом (расположение функциональных элементов), в то же время, оставляя возможность для фирменного брендирования собственных страниц и, что важно, сохраняя под контролем станции управление вещательным потоком и возможностями его монетизации. Адаптацией проекта для российских радиовещателей в настоящее время занимается рабочая группа РАР.

Эффективно вести бизнес невозможно без точных данных об аудитории радиостанций - поэтому особое внимание участники конференции уделили медиаизмерениям. Светлана Попова, руководитель отдела регионального развития компании «TNS Россия», рассказала о том, что сегодня данные об аудитории радио в нашей стране собираются с помощью телефонных интервью жителей 25 городов России (в год исследователи проводят 150 тысяч интервью!). В то же время «TNS Россия» технологически готова использовать и методику автоматического сбора данных с помощью портативногопипл-метра (прибора, фиксирующего сигнал радиостанции, которую слушает человек, длительность прослушивания, и передающего эти данные специалистам для обработки). Основной плюс новой методики в том, что она минимизирует человеческий фактор и позволяет собрать для анализа более точные данные.

О новых подходах в лицензировании радиовещания на конференции рассказала заместитель директора Департамента государственной политики в области СМИ Министерства связи и массовых коммуникаций Наталья Ромашова. Вопрос оказался настолько актуальным, что участникам не хватило отведенного для обсуждения времени. Руководство РАР, заручившись согласием представителя министерства, предложило до конца года провести отдельный семинар по этой теме.

Завершилась Конференция дискуссией «Будущее регионального радио», в которой участвовали Юрий Костин, Михаил Эйдельман, гендиректор Радио «Эхо Москвы»,вице-президент РАР Юрий Федутинов, вице-президент «Дорожного Радио» Сергей Ямщиков, президент группы компаний «ТВМ Групп» и издатель журнала «МедиаПрофи» Владимир Таллер, руководитель радиокомпании «ЕКОР» Николай Грахов, а также представители радиостанций из Уфы, Кирова, Кургана, Иркутска, Томска, Волгограда, Волгодонска и других городов. Собравшиеся говорили о необходимости сделать более понятным процессы получения и пролонгации лицензий, о том, что новое законодательство о СМИ упростило процесс вынесения вещателям предупреждений и о необходимости вещателям развивать собственные бренды и контент, без которых в цифровом будущем радио будет трудно.

Обсуждение решили продолжить осенью этого года на второй Международной конференции по цифровому радиовещанию, которую Академия Радио предполагает провести в Москве.

Материалы конференции: доступны здесь http://www.radioacademy.ru/?an=radioregion_doc

Комментарии

Комментариев пока нет

*Имя:


*E-mail:


*Комментарий: